Реформа образования на марше

Harper | 02.02.2011 02.20

Экспертная оценка проводимой реформы:

Сначала под дружные протесты специалистов ввели единый государственный экзамен, требующий от школьников не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки. Затем появился федеральный закон №83, снимающий с правительства большую часть финансовых обязательств по обеспечению работы школ, больниц и университетов. После этого подготовили законопроект «Об образовании», из которого становится ясно, что бесплатное обучение в аспирантуре уходит в прошлое, а право граждан на получение знаний заменяется возможностью приобретать на рынке «образовательные услуги». Эти услуги иногда будут субсидироваться государством, но в целом мы будет теперь вынуждены их покупать так же, как покупаем, например, помидоры. Те, кто не могут позволить себе приобрести много знаний, должны будут довольствоваться мелочью. Наблюдая за развитием событий, невольно ловишь себя на мысли, что над нами ставят широкомасштабный и многоуровневый эксперимент, значение которого выходит далеко за рамки образовательной политики. Например, проект ФГОС явно является чем-то большим, нежели плодом некомпетентности, безграмотности и, прошу прощения, элементарной глупости. Документ явно скроили люди не самого большого ума, но ведь ему кто-то дал ход! Почему этот откровенно чудовищный документ не был остановлен «на ближних подступах» к Государственной Думе? Напротив, его собираются принять в ускоренном порядке, придав ему силу общеобязательной нормы уже 15 февраля. Поскольку невозможно поверить, будто российская бюрократия на всех уровнях состоит только из идиотов, приходится сделать вывод о наличии вполне осознанного злого умысла. И дело не сводится исключительно к стремлению понизить уровень образования граждан – эта цель уже вполне эффективно достигается с помощью ЕГЭ, она недвусмысленно заложена в законе об образовании и в проводимой реформе университетов. Нет, проект ФГОС имеет собственную, отдельную цель. Он создан для того, чтобы не только покончить с всеобщим средним образованием, но и надругаться над ним, а заодно и надо всеми нами.

Борис Кагарлицкий: Контрольный выстрел в образование

Про аспирантуру, кстати, интересно.

Вот, например, чтобы почитать наши диссертации, хранящиеся в Российской Государственной Библиотеке, надо что сделать?

1 вариант – метнуться в Москву. Понятно, что билеты и проживание ты будешь оплачивать за свой счет. Плюс ехать в другой город, при наличии Интернета – это конечно круто.

2 вариант – пойти в ближайшую библиотеку. Увы, при декларируемом бесплатном доступе имеем:
а) платный интернет (40 р. в час)
б) скачивать тексты запрещено
в) очень недешевая печать (5 р. страница)
г) печатать можно не более 30% каждой работы.
Таким макаром в свое время за одну неполную диссертацию выложил 400 рублей.

3 вариант – заплатить неким мутным интернет-конторам, которые быстро организуют доставку текста в электронном виде.
За 1 работу: 500 рублей – полный текст, 200 – автореферат.
Пока не пользовался, ничего сказать не могу.

При этом прикольно, что, например, ассистент на кафедре имеет ставку в 5000 рублей. То есть, если ассистент при этом еще и ученый, то зарплаты как раз хватит аккурат на десяток диссертаций.

Чисто для справки – все западные диссертации спокойно выкладываются авторами в сеть, их там может почитать любой желающий. У нас же орут о каких-то авторских правах, которые якобы нарушаются при открытом доступе. При этом ладно бы хоть авторам деньги уходили.

При таких раскладах понять, о каких инновациях говорится из телевизора – невозможно в принципе. Задрали уже.


Что еще почитать