Про азиатское кино и фильм Время

Harper | 01.02.2010 04.56

О существовании азиатского кино я узнал, посмотрев когда-то китайский фильм под названием The Killer (Наемный Убийца). Заснял этот экшен в 1989 году режиссер Джон Ву, и, надо сказать, для своего времени Наемный Убийца оказался мощнейшей картиной: в нем присутствовали “балетные” перестрелки, суровый драматизм и даже немного романтики. Стало ясно, что на Востоке умеют снимать добротное Кино.

Отрывок из The Killer

С тех пор прошло много лет, и за этот время мною были отсмотрены фильмы Такеши Китано, Вонга Кар-Вая, Джанга Имоу и других азиатских мастеров. Как оказалось, далеко не все восточные фильмы снимаются в том же ключе, что и The Killer. Такого плана боевики создаются все больше в Гонконге, а режиссеры из других стран творят по-своему и о своем. Джанг Имоу – мастер эпических саг вроде Героя или Дома Летающих Кинжалов, у Китано отлично получается изображать японских якудза (и не только их!!), Вонг Кар-Вай – классик арт-хаусного кино.

Как раз к последней категории относится и фильм «Время» корейского режиссера Ким Ки-Дука. Про данного режиссера сейчас можно слышать относительно часто, мол, его фильмы – завсегдатаи всяких мега-эстетских фестивалей. Что, в общем-то, не говорит, что данные фильмы – хорошие. Ибо на фестивалях часто показыват кино настолько «не для всех», что даже и непонятно бывает, для кого собственно это снимали. Видимо, только, чтобы приехать и засветиться.


Ну а тут, стало быть, корейский режиссер Ким Ки-Дук и его фильм Время. С творчеством корейца я до этого момента знаком не был, но, говорят, раньше он там что-то такое жесткое снимал. Надо будет восполнить пробел и посмотреть, как там обстоят дела на самом деле.

Собственно, фильм Время лично меня не поразил какой-то жесткостью или жестокостью, что, считаю, есть хорошо. Например, фильм Олдбой в этом плане был гораздо страннее – мужик в конце носился и бил всех молотком по лицам наотмашь. Ну а здесь все чинно-благородно: живет себе обычная молодая пара, уже 2 года как вместе. И вот, девушке приходит в голову мысль, будто она своему милому «приелась». Ну а милый, вроде как, действительно начинает уже посматривать на других женщин. Девушка с этого дела начинает сильно истерить, и, в итоге, с горя обращается к пластическому хирургу, который меняет до неузнаваемости ее лицо. Все контакты со своим молодым человеком девушка, естественно, обрывает. В общем, если смотреть здраво – показан истерический женский бред, который паренек не смог грамотно разрулить.

Но потом начинается самое интересное. Под новой личиной девушка вновь знакомится со своим молодым человеком, который, кстати, все никак не может ее забыть (а с момента разрыва их отношений прошло уже полгода). И начинается у них любовь по-новой. При этом девушка никак не перестает мучаться разными вопросами, например: как Он мог забыть с новой Мной меня Ту, прежнюю, и как Он себя поведет, если Она (или все-таки Я?) вдруг захочет к Нему вернуться? И начинается просто ад, настолько круто Ким Ки-Дук там все завернул.

Лично у меня возникли отсылы много к чему, например, к киберпанковым поискам своего identity, когда приходится отвечать на вопрос – меняется ли сущность существа от смены его внешней оболочки. Очень, очень интересные замесы.

Кстати, очень красиво удалось запечатлеть и «течение» Времени. Как говорят, сам Ким Ки-Дук – бывший художник, и его воплощение сцен фильма действительно напоминает картины из какой-нибудь галереи современного искусства.

Сам корейский режиссер так говорит о Времени:

«Поиск нового — инстинктивное желание.
Способность переносить течение времени заложена в человеческой природе.
Находить новизну в повторении и рутине называется любовью.
…Осознание того, что ничто не длится вечно, и время не остановишь, называется жизнью.
Любовники без ума друга от друга.
Но после того как они долго были вместе, у них остается любовь, но страсть и желание исчезли, сердца уже не бьются так громко и химической реакции единения душ не происходит.
Я задаю им вопрос. Довольно абсурдный».

Действительно, хороший арт-хаус дает зрителю возможность поразмышлять о чем-то, ставит вопросы, при этом не давая готовых ответов. И фильм Время режиссера Кима Ки-Дука как раз добротный тому пример.


Что еще почитать